Информационная культура как совокупность методов. Информационная культура современной личности

    умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

    эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

    перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

    вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

    адекватно отбирать и оценивать информацию;

    способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

Уровни реализации информационной культуры

1. когнитивный уровень - знания и умения; 2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения; 3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение. Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (см. таблицу).

Эмпирическая интерпретация понятия “информационная культура личности

(разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО, г. Самара)

Информационная культура личности

Когнитивный уровень (знания, умения

Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения)

Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение

    Интернет-грамотность

    Навыки обращения с информацией:

    умение организовать поиск необходимой информации;

    умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;

умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.

    Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания.

    Предпочтительность каналов получения необходимой информации.

    Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности.

Отношение к девиантному поведению в Интернет.

    Способы поиска и каналы получения необходимой информации.

    Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика.

    Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности.

    Способы распространения новой информации.

    Степень включенности в Интернет-сообщество.

Формы деятельности в Интернет

Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

Вопросы и задания

    Что такое «информационная культура»?

    Назовите периоды её развития.

    Каковы критерии информационной культуры человека

    Назовите уровни реализации информационной культуры

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

1.Введение
2.Информационная культура и её составляющие
1.Понятие информационной культуры
2.Составляющие информационной культуры
3.Информационное поведение
3.Информационная культура и информационное общество
4.Всемирная информационная сеть - Интернет
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл
  1. Введение
  2. Информационная культура и её составляющие
    1. Понятие информационной культуры
    2. Составляющие информационной культуры
    3. Информационное поведение
  3. Информационная культура и информационное общество
  4. Всемирная информационная сеть - Интернет
  5. Заключение
  6. Список литературы

1. Введение

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологии работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «Информационная культура».

          1. Информационная культура и её состаляющие

2.1. Понятие информационной культуры

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количества и качества созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.

Можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура.

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации.

2.2. Составляющие информационной культуры

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой, как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новой информационной технологии и умение ее применять для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Информационную культуру можно рассматривать на трех уровнях:

  • информационная культура личности;
  • информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.);
  • информационная культура общества в целом.

2.3. Информационное поведение

Информационная культура проявляется в информационном поведении людей.

Под информационным поведением понимается образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения информации, ее передачи и распространения в обществе.

Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности, умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов.

3. Информационная культура и информационное общество

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.

Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в ВУЗе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы с среде базовых информационных технологий при решении типовых задач в сфере деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования, как направлению связанному с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущем специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйтсва, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, пользование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществить, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах.

Компьютеризация общества привела к появлению серьезных злоупотреблений информацией, компьютерной преступности – искажению данных компьютерной памяти, воровству с помощью компьютеров, к появлению опасности монополизации просветительства и средств массовой информации, монопулировании общественным мнением, компьютерному пиратству.

Совершенствуются способы борьбы с компьютерной преступностью, как и способы борьбы с традиционной преступностью.

4. Всемирная информационная сеть - Интернет

Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети. Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который можно использовать на лекциях, демонстрируя изображения на экране, а если есть возможность их распечатать - и при оформлении кабинета.

Однако при пользовании Интернетом в школе возникает и ряд сложностей.

Информация в сети бесконтрольна, что часто ставит под сомнение ее достоверность, а зачастую и серьезность. Одно из самых простых правил, позволяющих хоть в какой-то мере отличить достоверную научную информацию от безграмотных сенсационных сообщений - обратить внимание на название сайта, источник и автора предлагаемого материала или статьи. Сайты научных организаций и центров, вузов и других учебных заведений вызывают больше доверия, чем чисто информационные, а сайты известных научно-популярных изданий естественно-научного направления - больше, чем страницы с новостями и сообщениями на любые темы. В том случае, если сайт является авторским, т. е. создан одним человеком - стоит обратить внимание на те сведения, которые автор приводит о себе, вспомнить, знакомо ли Вам его имя по другим статьям и публикациям.

Заслуживающие доверия сайты всегда указывают источник получения материала, на что также следует обратить внимание. При наличии прямых ссылок на сетевые источники - их стоит проверить. Так можно еще раз убедиться в том, заслуживает ли материал доверия, а также узнать дополнительные подробности, опущенные при цитировании, но важные для Вас. Все эти моменты следует учитывать при пользовании сетью Интернет.

5. Заключение

Таким образом, информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернета).

Иными словами информационная культура - это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети Интернет. Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.

Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Каждый человек, живущий в век информационных технологий, должен обладать информационной культурой.

6. Список литературы

Основная литература

  1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. 2007
  2. Словарь современных компьютерных терминов
  3. Урсул А.Д. Информатизация общества, 2008

Нормативно-правовые акты

  1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовой информации»

Сайты в Интернете

      1. http://bestreferat.ru /inf- culture/
      2. http://allbest.ru /culture/
      3. http://www.erudition.ru/ referat/ref/id

Введение

1. Понятие информационной культуры

2. Компоненты информационной культуры

3. Проблемы формирования информационной культуры

Заключение

Литература

Введение


Место образования в жизни современного общества во многом определяется возрастающей ролью знаний, информации, что отразилось в концепциях информационного общества, становлении информационной цивилизации, информатизации образования. В контексте происходящих инновационных изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением компьютерных технологий, одной из актуальнейших задач развития современного образования в России и за рубежом является информатизация и реализация глобальных тенденций развития образования в условиях информационного общества.

Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.

1. Понятие информационной культуры

Информационная культура - это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

В понятии "информационная культура" ведущим является слово "культура", именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.

Информационная культура – это [Михайловский В. Н., с. 56]:

Новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

Свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

Новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.

Информационная культура личности [Каракозов С. Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.


2. Компоненты информационной культуры


Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним). В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.

Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать [Медведева Е. А., с. 59].

А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества» [Ершов А. П., с. 82 – 92.].

Информационная компетентность [М. А. Холодная] - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

В работе Н. Х. Насыровой приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

Мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

Совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

Знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

Способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

Опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

Опыт отношений "человек - компьютер".

Информационно-педагогическая компетентность преподавателя высшей колы - это компонент его общей педагогической культуры, важнейший показатель его профессионального мастерства и соответствия мировым стандартам в сфере высшего образования. Мировой опыт показывает, что именно те страны, прежде всего США, Германия, Япония, Франция, которые сделали подготовку своих интеллектуальных кадров задачей номер один, добились наибольшего успеха в оборонной, экономической, социальной и политической, правовой и культурной сферах [Тайт, 1994].

Информационно-педагогическая компетентность, подразумевающая активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающаяся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений, должна стать обязательным компонентом более широкого понятия - общей педагогической культуры современного преподавателя вуза независимо от содержания преподаваемой дисциплины. На наш взгляд, это - первое звено в цепочке передачи информационной грамотности от дипломированного специалиста высшего уровня к обучаемому в любой производственной или общественной сфере - учителя, инженера, менеджера, врача и пр.

Информационная педагогика создает теоретико-методологический базис. Так большинство исследователей информационной культуры сосредоточили свое внимание на воспитании соответствующего уровня информационной культуры у потребителя (М.. Г. Вохрышев, В. А. Фокеев, Л. К. Лободенко и др.) Так информационная культура, по мнению Л. К. Лободенко, должна включать и ряд дополнительных компонентов:

Культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство);

Культуру выбора информации (системный взгляд на информационную среду жизни общества; умение анализировать информационную обстановку);

Культуру поиска (знание номенклатуры информационных услуг, предлагаемой библиотеками и ОНТИ, умение использовать СБА и другие источники поиска; владение алгоритмами оптимального индивидуального поиска);

Культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность);

Культуру освоения и использования информации (публикационная активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности);

Культуру создания библиографической информации;

Культуру пользования компьютерной и оргтехникой;

Культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность);

Культуру распространения информации (знание ИП, знание методов и способов библиографического обеспечения пользователей информации).

Понятие «педагогическая кибернетика» как наука об оптимальном управлении учебно-воспитательным процессом, педагогическими системами, науки о технологии обучения на основе кибернетического подхода и использовании вычислительной техники (Г. Г. Воробьев и др.) в качестве важнейших задач рассматривает развитие информационной культуры.

Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.

Как понимание современной картины мира (В. А. Извозчиков);

Как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В. Н. Соловьев);

Как понимание системно-информационной картины мира (Т. Ю. Китаевская) и т. д.


3. Проблемы формирования информационной культуры


Формирование информационной культуры преподавателя имеет свои особенности:

Инициативность, умение самим находить решение своих проблем (И.. П. Осинцова);

Способность после минимальной адаптации на производстве выполнять все обязанности на любом участке библиотечной работы (А. Я. Черняк);

Интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, эстетистематическое, организованное чтение, организаторские качества;

Умение самостоятельного анализа информационной ситуации (Г. С. Галиуллина);

Ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов (И. А. Мейжис);

Операторские навыки, умение моделировать процессы, психологическая адаптация (Л. Н. Федорова);

Знание сведений о новых достижениях в области педагогических наук (И. А. Мейжис);

Способность решать проблемы, умение руководить, склонность к научно-исследовательской работе (М. Г. Вохрышева);

Инициативность, творческий подход, интеллектуальный потенциал, высокие психомоторные качества, нравственное начало, эрудиция, способность к творческим озарениям, не уступающая строгому анализу;

Психологическая адаптивность, стрессоустойчивость, навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции.

Ряд исследователей, рассматривая противоречивый характер развития информационной культуры, полагают, что существует опасность (Н. И. Витиска и др.) возможности полной зависимости человека от созданного им информационного “монстра”. Особую роль, по их мнению, приобретает построение интеллектуальных информационных систем, основанных на обработке нечетких данных, позволяющих наиболее адекватно моделировать качественную сторону рассуждений специалистов, связанных с принятием управленческих решений.

В исследованиях по проблеме информационной культуры выявлены ряд общих вопросов: ее основные понятия и типы; правовые и нравственные аспекты информатизации, психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры личности; психологические механизмы ее продвижения в педагогическом процессе; роль информационных технологий, роль и влияние глобальных информационных сетей на развитие культуры, состояние информационных ресурсов России в сфере культуры, искусства, образования. Так, ряд авторов (Ю. С. Зубов и Н. А. Сляднева) рассматривают положение о том, что до сих пор в историческом сознании доминирует роль материально-преобразующей деятельности человека.

Деятельность же информационно-преобразующая обычно рассматривается как история духовной культуры и подчиняется технологической и социальной истории. Однако, по мнению авторов, способ информационного производства лежит в основе человеческой деятельности и во многом определяет типы культуры. Вот почему так важно разрабатывать современные технологии информационного образования и воспитания.

Другая группа исследователей (З. Е. Воробьева и А. И. Мухачев) предполагает, что в недалеком будущем сформируется единая наука, посвященная изучению энергоинформационных взаимодействий, происходящих во всех системах.

Отсюда вытекает необходимость определения и уточнения понятий и категорий междисциплинарных исследований, что требует в свою очередь существенного пересмотра структуры образования и качественных составляющих культуры специалистов.

Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры личности и как самой крупной отрасли всей индустрии знаний, как на глобальном, так и региональном уровнях, т.е. выделение регионального аспекта информационной культуры специалиста. Большой интерес исследователи проявляют к этическим аспектам информационной культуры личности (М. Г. Вохрышевой, В. М. Петрова, А. С. Чачко и др.), возникающим в связи с разделением людей на разные возможности доступа к информации: в связи с трудностью сохранения оригинала и авторского права, с разделением платной и бесплатной информации, с возникновением особой иерархии социальных отношений и различием информационного вклада различных социальных групп.

Пограничной с педагогикой проблемами информационной культуры являются принципы коммуникативности в информационной деятельности, типологии информационной культуры личности, прогнозы ее развития в ХХI веке, особенности самоидентификации личности в виртуальной реальности (А. А. Гречихина и др.), поиск оптимального соотношения в изучении истории и теории информатизационного развития общества и обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов в области личностного информационного поведения (Н. Л. Никитина, Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина и др.). Предлагается блочно-модульный принцип построения учебных программ, позволяющий сделать курс вариативным в зависимости от категории обучаемых при обеспечении фундаментальности образования.


Заключение


При рассмотрении сущности информационной культуры необходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах в науке. Так при рассмотрении педагогической науки в информационной парадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большее значение приобретают информационные модели:

Совокупность сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющая значение для принятия решений;

Схема потоков информации, обращающейся в процессе управления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включением прямых и обратных информационных связей);

Система упорядоченных по особым правилам сигналов, генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информацию об объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системе управления;

Совокупность понятий и их семантических связей в информационном поле, если само понятие – информационная модель объекта, процесса, явления или системы на естественном языке.

Основы информационной культуры преподавателя включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает;

Поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);

Знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);

Умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);

Работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);

Использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.

Анализ и синтез полученной информации;

Умение выделять главное из множества второстепенного;

Переработка (осмысление) информации;

Запоминание информационных единиц;

Дальнейшее восстановление в памяти;

Превращение полученной информации в собственное знание;

Процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).

Исходя из разнообразия взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры преподавателя, можно сделать вывод, что две позиции наиболее четко просматриваются в большинстве точек зрения: 1) в качестве предмета при анализе информационной культуры все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист; 2) информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.


Литература:

1. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.

2. Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.

3. Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997

4. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Академия социального управления»

Кафедра информационно-коммуникационных технологий

КУРС: «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

Преподаватель: Зенкина С.В.,

доктор педагогических наук,

профессор каф. ИКТ

Работу выполнила:

Смирнова Н. Ф.,

учитель английского языка

МКОУ Дубневская СОШ

Москва 2015

стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

1. Информационная культура личности и информатизация общества ……

2. Понятие информационной культуры личности ………………………….

3. Информационные потребности современного человека …………...........

4. Отбор, анализ и оценка информации ………………………………...........

5. Повышение уровня информационной культуры личности ………….......

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….…….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Создаваемый в процессе информатизации информационно-технический потенциал общества определяется не только уровнем развития современных информационных и коммуникационных технологий. Многое зависит от уровня информационной культуры, как всего социума, так и отдельно взятой личности. Ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации является человеческий фактор.

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Современному человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой уже на начальном этапе своей профессиональной деятельности.

Актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости уточнения определения информационной культуры личности ее сущности, так как от этого зависит содержание педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного уровня развития общества.

1. Понятие информационной культуры личности.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Основой сущностного определения понятия «информационная культура» должно стать понятие культуры, дополненное в соответствии с особенностями данной специфической сферы деятельности и рассматриваемое как компонент общей культуры личности. В науке используется большое количество определений понятия культуры и, соответственно, ее значений. Для конкретного исследования целесообразно остановиться на сути понятия, обращая внимание на те его стороны, которые окажутся существенными при расшифровке интересующего нас представления «информационная культура личности».

В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности

людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро - или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)». Культура личности включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности, то есть все то, что человек вырабатывает в себе, приобретает в своей жизни в обществе и под влиянием общества, при участии других людей, «присваивая» общественно-исторический опыт. Это соответствует исходному пониманию термина «культура», принятому еще в Древней Греции.

В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы», то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура и глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:

а) в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;

б) как творческое содержание деятельности;

в) как способ деятельности, ее технологии;

г) как качественная характеристика деятельности и ее результатов.

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах.Если в основу классификации видов культуры положить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и так далее. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности она является исключительной в формировании содержания образования.

Кроме того, исследования показали, что проблема определения ИКЛ затруднена многозначностью данного понятия. Ее можно понимать как феномен, как часть личностного знания, общей культуры человека; как уровень развития знаний, умений, навыков и т.п.; как область знаний, исследующую некоторые проблемы; как учебную дисциплину.

Система образования формирующегося информационного общества призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой человека к жизни и деятельности в совершенно новых для него условиях информационного мира. Именно система образования должна дать необходимые знания о новой информационной среде обитания, формировать новую информационную культуру и новое информационное мировоззрение, основанное на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества и, наконец, деятельности самого человека.

Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде.

Изучение литературных источников показало, что категория «информационная культура»проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Рассмотрим каждое из этих понятий в отдельности. Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.

Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:

Знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;

Совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и так далее);

б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).

В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:

Компьютерная грамотность личности;

Знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;

Наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;

Умение ориентироваться в информационных потоках;

Умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

Развитость алгоритмического мышления личности.

Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.

К компонентам компьютерной культуры относятся:

а) знание методологии применения информационных компьютерных технологий в различных областях жизнедеятельности человека;

б) понимание соответствующей терминологии, связанной с информационно компьютерными технологиями;

в) знание принципов устройства и работы компьютерной техники;

г) знание конкретных примеров использования информационных компьютерных технологий;

д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;

е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и других);

ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:

и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;

к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);

л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения информационных компьютерных технологий.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.

Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:

1) информационная грамотность. Она включает:

Стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;

Умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;

2) осознанную мотивацию личности на:

Удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий;

Повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;

Развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;

3) определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.

В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой диаметрально противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.

2. Информационные потребности современного человека.

Рассматривая данный вопрос, мы исходим из признания того факта, что человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности всей сложности их взаимоотношений. Общеизвестно – это своего рода разомкнутая самоуправленческая система, необходимым условием существования которой является постоянный обмен веществом, энергией и информацией, что рассматривается как потребность.

Есть несколько точек зрения на природу потребностей. В понятие «потребность» как бы объединяются объективные отношения, которые побуждают к деятельности, и состояние субъекта, которое отражает эти отношения. С одной стороны, потребность определяют как нужду в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В таком плане потребность рассматривается с точки зрения её участия в жизнедеятельности людей с целью поддержания биологических и социальных параметров. С другой стороны потребности возникают в процессе деятельности человека и обуславливаются этой деятельностью. Эта особенность определяет их изменчивость, развитие на база удовлетворения потребностей их изменчивость, развитие на базе удовлетворения потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности не стоят на месте. Реализованная потребность зачастую приводит к другой, более высокой и сложной потребности.

Потребности современного человека в информации базируются на общей теории потребностей личности. Потребности в информации в явном виде нет, но в скрытом виде она присутствует, позволяя путем использования информации удовлетворять разные виды потребностей. Потребность в информации проявляет себя как на уровне биологическом, так и на уровне социальном, обретая на каждом из них свою специфику и структуру.

Потребность в информации на биологическом уровне в целом требует постоянного притока информации извне. В человеческом обществе все биологические потребности, в том числе и потребность в информации, социализироны, т.е. способ их удовлетворения обусловлен общественными установками, моральными нормами, традициями. Общество определяет приемлемые в данный исторический отрезов времени формы. Поэтому эта потребность проявляется как потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, непереносимость изоляции, потребность ориентации в пространстве и времени. Социальные потребности отличают человека как субъекта своего исторического процесса, приспосабливающегося к среде. Социальная потребность человека в информации не является врожденной, а формируется, видоизменяется и развивается на протяжении жизненного пути. Важности её в жизни современного человека огромна.

Известно, что потребности в информации могут иметь разную природу, характер, направленность. Они носят объективный характер, поскольку обусловлены внешними условиями жизни, родом и спецификой выполнения процессов жизнедеятельности. С другой стороны, потребности в информации субъективны, поскольку зависят от активности личности, её интеллектуального уровня, способностей к восприятию, переработке информации, умения оперировать ею.

Для успешного выполнения многообразных функций в обществе, человек в процессе развития должен пройти процесс социализации. Социализация определяется как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, трудовых знаний, норм навыков, традиций, накопленных из поколения к поколению. Это принцип преемственности поколений, благодаря которому молодое поколение может стать взрослым, лишь включаясь в связь традиций, используя опыт и знания более старшего поколения в воспроизводстве общественного наследия и человеческого рода.

Следующим важным средством социализации является овладение письменностью, чтение письменных текстов. Благодаря чтению человек осваивает документально закрепленную информацию в виде художественных, учебных, справочных, научных текстов, постигая воплощенное в знаковой, образной, предметной форме накопленное знание и культурные ценности. У современного человека социальная потребность в информации проявляет себя многообразно. Прежде всего, для человека важно ощущать себя информированным. Состояние информированности сопровождается чувством психического комфорта, уверенностью и спокойствием. Недостаточная информированность повышает степень неопределенности ситуации, приводит к потере уверенности, психическому дискомфорту, что толкает человека к активным действиям по поиску нужной информации.

Социальная потребность в информации проявляет себя также как познавательная потребность. В частности, потребность в информации отражает потребность в знаниях и рассматривается с точки зрения разности между уровнем знаний, накопленных в обществе о предмете деятельности потребителя, и его индивидуальным уровнем знаний в этой области. Большое влияние на интенсивность её проявления оказывают творческая увлеченность личности, включенность в такую жизнедеятельность, в которой удовлетворение познавательной потребности сопряжено с повышением социального статуса и квалификации.

Сегодняшние требования к социализации в условиях информационного общества значительно выросли и изменились по сравнению с предыдущими поколениями. Изменились условия жизни в результате активного внедрения информационных технологий в производственную и бытовую жизнь граждан. Сегодня уже недостаточно тех знаний и умений, с которыми можно было благополучно прожить лет 30-50 назад.

В число обязательных умений постоянно входит пользование персональным компьютером, владение современными программными средствами, поиск информации в Интернете, общение через электронную почту т.д. Но отличие от предыдущих эпох не столько в этом наборе обязательных умений, сколько в том, что научно-техническая революция приобрела непрекращающийся характер и обновление технических средств сегодня осуществляется непрерывно. Это означает, что невозможно сегодня получить образование и потом всю жизнь жить с этим «багажом». В информационном обществе учится надо непрерывно, иначе стремительные изменения, происходящие первоначально в технологии, быстро затем внедряющихся в социальную жизнь, могут оставить человека, остановившегося в своем развитии, на обочине цивилизации.

3. Отбор, анализ и оценка информации.

Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. На наш взгляд, она является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи. Согласно Толковому словарю русского языка, полезность - это пригодность для определенной цели, удовлетворяющая определенным требованиям, или иначе, нужность, пригодность. Изучение литературы показало, что в современной науке полезность понимается неоднозначно, и в работах разных авторов (представляющих самые разнообразные области знаний) можно встретить существенно различные определения полезности и точки зрения. Одни связывают степень полезности информации, то есть ее ценности, с увеличением вероятности достижения некоторой цели после получения информации. Другие авторы под полезностью понимают критерий предпочтения, как фактор, оптимизирующий человеческую деятельность. Она оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью. Полезность информации не может быть определена независимо от ее восприятия. Установлено, что о полезности информации можно судить лишь по последствиям ее принятия человеком.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.

4. Повышение уровня информационной культуры личности.

И так для становления информационного общества необходимо единство информации и культуры, поскольку наличие культурного сознания является обязательным условием развития мира, общества, индивида. Глобальная информатизация еще больше обострила существующую разорванность, культурного сознания на две культуры – мир гуманитарный и мир точных наук и техники. Цель преодоления данного противостояния двух культур заключена в извечном стремлении человечества к гармонии, единству миросозерцания, гармоническому развитию личности. Отсюда возникла задача достижения равновесия, гармонии в процессах гуманизации информационных технологий и формировании информационного общества. Именно гуманитарная культура объединяет все составляющие общественной жизни. Гуманитарная культура приводит к интеграции духовного мира личности – субъекта информационной цивилизации, носителя новой, информационной культуры.

Формирование информационной культуры на личностном уровне осуществляется путем обретения, в первую очередь, знаний, умений, навыков, развития специфических способностей, особых личностных качеств, форм поведения и деятельности. В этот структурный блок, прежде всего, входит информационное поведение личности, которое понимается как целостная система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение появляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению своим результатом имеют информированность – степень осведомленности человека о явлениях действительности.

Трудно переоценить значение информированности для выработки адекватного поведения и мироощущения личности. Наличие понятной и многосторонней информации снижает степень неопределенности ситуации, сводя её к минимуму. Информированность выступает как средство обретения профессиональных знаний, умений и навыков, представляет возможность личности успешно ориентироваться в политических, социально-научных процессах, что способствует повышению её социального статуса.

Разные формы информационного поведения представляют собой некую ступеньку к развитию культуры информационной деятельности. Деятельность в отличии от поведения целенаправленна, предполагает последовательное и параллельное осуществление процессов, операций, направленных на достижение общего результата. Информационная деятельность сложно организована и может быть представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации. Рассмотрим эти процессы, акцентируя внимание на их культурной составляющей.

Сбор информации это первый из процессов информационной деятельности базируется, прежде всего, на читательской деятельности. Невозможно собрать информацию предварительно её не, прочитав. Читательскую деятельность мы осваиваем в начальной школе. А вот читательская культура складывается постепенно путем приобретения читательских навыков, читательской активности, вдумчивой и заинтересованной работой с книгой.

Чтение – это процесс, имеющий особую важность для развития личности. Чтение расширяет кругозор, информированность, знания. Чтение как процесс способствует совершенствованию мыслительной деятельности. Сбор информации будет не полон без использования библиографической информации, что предполагает еще один процесс, входящий в информационную деятельность, а именно – библиографическую деятельность и её составляющую – библиографическую культуру. Она предполагает знакомство с информационными ресурсами и их составляющей – библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек. В процессе использования библиографической информации субъект усваивает и сами способы библиографической деятельности, которые представляют собой следующий процесс информационной деятельности – обработку информации.

Культура использования современных информационных технологий строится в большей мере на здании, в фундамент которого заложены библиографические методы: индексирование, классифицирование, каталогизирование, выделение поисковых признаков. Таким образом, библиографические знания помогают более успешно организовать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на их уровень использования.

Обработка информации осуществляется не только библиографическими, но и логическими методами. Они предполагают анализ текста источника, критическое его осмысление, выделение информационного значения фрагментов, оформление их в виде выписок, цитат и определений. Это предопределяет необходимость развития умственного труда – еще одного элемента культуры информационной деятельности.

Важным элементом культуры информационной деятельности является культура передачи и использования информации. Культура передачи информации предполагает, в первую очередь, транслирование её и в достаточном объеме для адекватного восприятия, без искажений и максимально адресно. Культура потребления информации – важное составляющее звено информационной культуры личности, признанное решать задачи формирования умения пользоваться информацией в целях гармонизации личности, преодолевать недостатки её потребления, распознавать механизм информационных манипуляций и уметь противостоять ему. Но нельзя сбрасывать со счетов и некоторые личные качества, ей способствующих. Это – хорошо развитая память на существенные факты, имена авторов издания, способность устанавливать связи между явлениями физического и духовного мира, людьми, фактами, событиями; привычку видеть мир отраженный в произведениях печати и других документах, запоминать и вспоминать их, мобильность – способность быстро переключится с одной темы на другую; стремление быть «в форме» - быть постоянно информированным о важных новостях, о том, что сегодня актуально; эвристический склад мышления, помогающий устанавливать ассоциативные связи внешне далеких явлений, подсказывающий небанальные пути поиска в неожиданных ситуациях.

Информационная культура зависит от степени осознания собственных информационных потребностей. Здесь же обратим внимание на их качественное состояние, их влияние на информационное поведение и информационную деятельность. Малоразвитые и неразвитые информационные потребности характеризуются слабой мотивацией, нечеткостью в определении границ, спонтанностью и непостоянством, невозможностью их ранжировать, а по значимости из-за слабой соотносимости с жизненными и профессиональными целями.

Кроме того, информационные потребности легко можно спутать с привычкой потреблять информацию. Дело в том, что получаемая извне информация не только логически анализируется человеком, но эмоционально оценивается. Яркость им разнообразие чувств, сопровождающих процесс удовлетворения потребности в информации, субъективно переживается человеком, запечатлевается его памятью и толкает к дальнейшим поискам информации для того, чтобы пережить ощущение еще и еще. Так рождается привычка к потреблению информации, рассматриваемая в физиологии как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся готовностью к функционированию.

Сегодня мы живем в среде, где массированное наступление информации превышает возможности усвоения её человеком. В связи с этим большая часть информации не воспринимается, рассматривается как фон и формирует, соответствующую привычку также вредной привычкой следует считать ориентацию на получение исключительно эмоционального удовольствия от информации. Специалисты замечают своего рода легкий наркотический эффект от бесконечных телесериалов, легких бездумных, уводящих в мир иллюзий бестселлеров, музыкальных клипов. Закрепляясь, такие привычки приводят к тому, что в источнике информации видят лишь предмет, вызывающий эмоциональное удовольствие и блокирующий усвоение действительно серьезных и сложных произведений. Рассматривая информационную культуру как направление, задачей которого является гармонизация личности, функционирующей в мире информации, следует опираться на базовое понятие потребностей в информации. Личности необходимо осознание своих потребностей, побуждающих её к поиску и использованию информации.

К сожалению, многие личности не могут ориентироваться в потоке поступающей информации, вследствие чего получают искаженную, не проверенную фактами из нескольких источников. Для решения этой проблемы необходимо проводить уроки информационной культуры, проводить занятия со специалистами по повышению их информационной культуры. Эту проблему можно решить используя знания, накопленные человечеством за десятилетия и применить на базе школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из выше сказанного можно сделать вывод, что человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающей целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и другое; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.

Определили, что информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, И.М. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований [Текст] / И.М. Антонова, Ю.С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: тез. докл. междунар. науч.конфер.- Краснодар-Новороссийск 14-15 сент. 1995г. – Краснодар,1995.- С.6-8

2. Дулатова, А.Н. Информационная культура личности [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева.- Краснодар:КГУКИ,2005.- 208 с.

3. Лопатина, Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Лопатина.- М.: МГУКИ,2002.- 81 с.

4. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики [Текст] / Э.П. Семенюк // НТИ. - Сер.1.- 1994.- № 1.- С. 2-7.

5. Сухина, В.Ф. Человек в мире информатики [Текст] / В.Ф. Сухина М.: Радио и связь. - 1992 – С.111

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Приведем определение информационной культуры, данное в : "Информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

В конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

Во владении основами аналитической переработки информации;

В умении работать с различной информацией;

В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение "объекта" информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК) , которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых , информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Развитие информационной культуры формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение , данное в двух аспектах.

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества. У этого специалиста необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

История информационной культуры насчитывает тысячелетия . Точкой отсчета ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерный технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности , отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.

Как отмечается в работе , в настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.