Что означает слово рав в фотографиях. Формат RAW или почему вы должны фотографировать в нем!? Лучшая печать фотографий

Современный человек буквально опутан разнообразными стереотипами. Это справедливо практически для любой сферы деятельности, и, увы, цифровая фотография не является исключением.

Приходится лишь сожалеть о том, что многие начинающие фотографы, решившие обзавестись более­менее серьезной техникой, недооценивают возможности, открывающиеся при сохранении снимков в формате RAW, и по старой привычке продолжают записывать кадры исключительно в JPEG. Вкратце распространенный в среде фотолюбителей стереотип можно сформулировать следующим образом: да, теоретически сохранение снимков в формате RAW позволяет получить определенные преимущества в процессе обработки изображений, однако на практике это создает целый ряд дополнительных сложностей и проблем для фотографа. Попав в паутину данного стереотипа (самостоятельно или под влиянием более «опытных» и «продвинутых» коллег), многие даже не пытаются разобраться, так ли это на самом деле, и ничтоже сумняшеся настраивают камеру на сохранение фотографий в формате JPEG.

Преимущества формата RAW

Начнем с рассмотрения принципиальных преимуществ, которые фотограф получает, сохраняя отснятые кадры в виде RAW-образа. Пожалуй, важнейшим из достоинств данного формата является возможность вмешаться в процесс «проявки» цифрового снимка и изменить те или иные настройки по собственному усмотрению уже после съемки. При этом фотограф может испробовать множество вариантов и в конце концов выбрать из них оптимальный. В случае сохранения снимка в JPEG такой возможности уже не будет: в процессе преобразования исходного образа снимка в готовый файл к нему будут применены настройки, выставленные в меню камеры на момент съемки.

Кадр, сохраненный в JPEG, можно сравнить с приобретенным в супермаркете готовым блюдом. Достаточно его разогреть, и вы получите желаемое. В свою очередь, снимок в формате RAW - это, образно говоря, кусок сырого мяса (да простят читатели невольный каламбур). При грамотном подходе из него можно приготовить десятки разных блюд, а при достаточно высоком качестве исходного материала (и соответствующей квалификации повара) - даже настоящие кулинарные шедевры. Конечно, возможен и другой вариант: закономерным итогом неумелых действий дилетанта нередко становится малопривлекательная кучка углей.

В результате ошибки в выборе настроек экспозиции снимок (слева)
получился немного передержанным, в результате чего была утрачена часть деталей в светах.
В процессе обработки файла, сохраненного камерой в формате JPEG, восстановить детали в светах так и не удалось (в центре).
Желаемый результат был достигнут только после обработки RAW-образа снимка (справа)

То же самое происходит и с фотографиями. При хорошем освещении, правильном выборе ракурса, экспозиции и других настроек кадр, сохраненный в JPEG, обычно не требует дальнейшей доработки (за исключением разве что кадрирования и масштабирования) и может быть сразу же сохранен в виртуальном фотоальбоме, отправлен друзьям, опубликован в Интернете, отпечатан на принтере и т.д.

Здесь уместно провести параллели с любительской фотографией доцифровой эпохи. Кадр, сохраненный камерой в формате JPEG, во многом напоминает моментальный снимок «поляроида». В свою очередь, образ снимка в формате RAW можно сравнить с негативом. Даже если при съемке были допущены какие­либо ошибки, влияние многих из них можно исправить (или, по крайней мере, минимизировать) в «темной комнате» в процессе печати фотокарточек.

К сожалению, данное сравнение не в полной мере отражает ту пропасть, которая пролегает между снимками, сохраненными в JPEG и в RAW. Ведь в отличие от классической пленки RAW-файлы предоставляют фотографу гораздо бо льшую свободу действий: один и тот же снимок можно «проявить» множество раз, используя разные программные средства и комбинации настроек, а следовательно, получая на выходе совершенно разные результаты.

Снизу показана гистограмма исходного изображения,
сверху - ее вид после коррекции уровней
по цветовым каналам.
Вид последней напоминает расческу,
что свидетельствует о потере части
полезной информации в процессе обработки

Еще один важный аспект - обеспечение более комфортных условий в процессе съемки. Сохраняя кадры в RAW, фотограф может не обращать внимания на многочисленные настройки меню камеры, что позволяет ему сконцентрироваться на решении творческой задачи. Достаточно уделить внимание правильному выбору величины экспозиции, ГРИП и точки фокусировки. Остальные параметры можно будет поправить задним числом. Это особенно ценно при фотографировании движущихся объектов или при быстром изменении погодных условий, когда манипулировать множеством настроек просто некогда. Тем более что далеко не во всех камерах до них можно добраться «в одно касание».

Разумеется, файл формата JPEG тоже можно обработать после съемки в графическом редакторе для того, чтобы скорректировать нежелательные последствия ошибочно установленных настроек. Однако в этом случае придется смириться с неизбежной потерей части полезной информации, содержащейся в исходном снимке.

Дело в том, что фотоаппараты записывают файлы JPEG в цветовой модели RGB с разрядностью 8 бит на канал. После обработки изображение будет сохранено с точно такими же параметрами. Как следствие, в процессе изменения настроек черной и белой точки, формы тональных кривых, а также яркости, контраста, насыщенности будет безвозвратно потеряна часть полезной информации, содержавшейся в исходном изображении. Следствием таких потерь становятся характерные артефакты на обработанном снимке, такие как явно выраженная ступенчатость на плавных тональных переходах, нарушение цветового баланса (наиболее заметное на областях с нейтрально-серыми и телесными оттенками), увеличение уровня цифрового шума в тенях и т.п.

Исходный снимок (слева) сделан при естественном освещении,
однако по недосмотру фотографа в меню камеры была выбрана настройка баланса белого,
соответствующая лампам накаливания.
К сохраненному фотоаппаратом файлу JPEG в графическом редакторе Adobe Photoshop
были применены функции Auto Levels и Auto Color, однако полностью устранить последствия ошибки не удалось (в центре).
В случае обработки RAW-образа для ликвидации последствий ошибки без малейшего ущерба
для технического качества изображения понадобилось лишь изменить настройку баланса белого в RAW-конверторе (справа)

Если воздействие на исходное изображение было не очень существенным и потери относительно невелики, то подобные артефакты будут малозаметны и неискушенные пользователи вряд ли обнаружат их невооруженным глазом. Однако это вовсе не означает, что в процессе обработки изображения не была утрачена часть полезной информации. Те, кто не верит своим глазам (или мнению других), может убедиться в этом при помощи беспристрастного измерительного инструмента - проще говоря, просмотреть гистограммы обработанных изображений. Характерным признаком потери части полезной информации является исчезновение отдельных полутонов: вид гистограммы в этом случае напоминает расческу.

В отличие от JPEG, в RAW-файле образ кадра записывается с той разрядностью, с которой он был оцифрован аналого­цифровым преобразователем (АЦП) камеры. В современных моделях цифровых фотокамер применяются 12-, 14- либо 16-битные АЦП, а следовательно, образ кадра в формате RAW содержит гораздо больше информации об изображении, нежели стандартный JPEG. Именно поэтому даже после весьма серьезных манипуляций с настройками из RAW-файла можно получить на выходе 8-битное изображение без характерных артефактов, которые неизбежно возникли бы при аналогичных воздействиях на снимок, сохраненный в формате JPEG. Например, величину экспозиции снимка, записанного в виде 12-битного RAW-образа, можно задним числом скорректировать в пределах ±2 EV без потери деталей. Соответственно при сохранении RAW с разрядностью 14 бит «свобода маневра» увеличивается до ±3 EV. Согласитесь, впечатляющая возможность.

Пример использования программных градиентных фильтров для обработки RAW-образа снимка.
Слева: исходный кадр с настройками по умолчанию.
Справа - примененные к изображению градиентные фильтры
позволили выровнять тональный баланс снимка, а также тщательно проработать
форму и фактуру балясин парапета на переднем плане

Одним из наглядных примеров, иллюстрирующих разницу в возможностях постобработки снимков, сохраненных в форматах JPEG и RAW, является коррекция изображения, сделанного с неправильной настройкой баланса белого. Если изображение было сохранено в формате RAW, то для исправления этой ошибки достаточно выбрать в настройках RAW-конвертора значение баланса белого, соответствующее условиям съемки. Идеальный результат в этом случае достигается одним простым действием.

В случае если снимок с ошибочно выставленной настройкой баланса белого был сохранен камерой в JPEG, то в процессе обработки этого изображения придется изрядно потрудиться. Хорошо, если «промах» был невелик и его последствия можно исправить сдвигом черной и белой точек в цветовых каналах (как правило, для этого достаточно воспользоваться функцией Auto Levels в Adobe Photoshop или аналогичной в других графических редакторах). Гораздо сложнее исправить ошибку, если фотография была сделана на улице в погожий день, а настройка баланса белого была установлена, к примеру, для съемки в свете ламп накаливания. Конечно, опытный пользователь и в этом случае, скорее всего, сумеет получить на выходе вполне приемлемый результат, однако достигнут он будет ценой существенных потерь полезной информации.

Весьма ценной возможность сохранения снимков в формате RAW оказывается при съемке высококонтрастных сцен, а также объектов, окрашенных в яркие цвета. В подобных ситуациях легко ошибиться с выбором правильной величины экспозиции, и запас по безопасной коррекции этого параметра в процессе обработки снимка окажется как нельзя кстати.

В ряде случаев запись снимков в формате RAW позволит обойтись без дополнительных приспособлений. Например, для съемки пейзажей фотографы часто применяют оптический градиентный фильтр, обеспечивающий проработку деталей на небе без ущерба для тонального баланса изображения в целом. Сохранив снимок в формате RAW, воздействие градиентного фильтра нетрудно сымитировать в том же Lightroom. При этом фотограф получает возможность точной настройки положения и ширины градиентного перехода, а также ряда других параметров.

Ограничения RAW

В предыдущем разделе мы рассмотрели ряд примеров, наглядно иллюстрирующих преимущества формата RAW в области коррекции и постобработки снимков. Тем не менее нельзя забывать о том, что пределы этих манипуляций небезграничны. Хотя RAW-образ содержит гораздо больше информации об исходном изображении по сравнению с JPEG, ее количество все же конечно. Хотя, строго говоря, это ограничение обусловлено уже не форматом записи данных, а техническими возможностями используемого фотоаппарата - и прежде всего характеристиками установленного в нем светочувствительного сенсора.

В фотоаппарате Fujifilm X-M1
имеется встроенная функция преобразования снимков,
сохраненных в виде RAW-образов, в файлы формата JPEG
с возможностью управления настройками различных параметров

Благодаря стремительному развитию технологий в области производства полупроводниковых компонентов, сенсоры современных фотоаппаратов способны фиксировать изображения с весьма широким динамическим диапазоном. Тем не менее если ошибка при выборе настроек экспозиции в процессе съемки высококонтрастных сюжетов окажется слишком большой, то возникнет так называемый эффект ограничения (clipping). Это означает, что некоторые области изображения окажутся слишком темными или, напротив, чересчур яркими для того, чтобы элементы светочувствительного сенсора могли зафиксировать на них какие­либо детали. В результате такие участки будут восприняты сенсором (а следовательно, зафиксированы в RAW-образе кадра) как однородно закрашенные черным или белым пятна. Понятно, что никакие программные средства не помогут «проявить» те детали, которые не были зафиксированы сенсором камеры - а следовательно, отсутствуют в исходном цифровом образе кадра.

Еще один аспект, о котором не стоит забывать, - влияние цифрового шума. В процессе обработки недоэкспонированных кадров нередко приходится «вытягивать» детали в тенях путем установки довольно большого положительного значения эскпокоррекции либо осветления теней в настройках RAW-конвертора. Нередко побочным результатом такой обработки становится значительное увеличение уровня цифровых шумов на получаемом изображении, которые наиболее заметны в тенях и на однородно закрашенных участках. Естественно, многое зависит как от характеристик светочувствительного сенсора камеры, так и от алгоритмов обработки, реализованных в используемом приложении. Справедливости ради необходимо отметить, что при попытке выполнить аналогичные манипуляции с кадрами, сохраненными в JPEG, конечный результат будет выглядеть гораздо хуже.

Обработка RAW - это несложно

Среди пользователей цифровых камер широко распространено мнение, что обработка RAW-файлов требует значительных затрат времени и усилий. На самом деле это не более чем заблуждение. Контролировать процесс преобразования каждого RAW-файла вовсе не обязательно: в большинстве современных RAW-конверторов есть функция сохранения копий снимков в JPEG (равно как и в файлы других распространенных графических форматов) в пакетном режиме. При этом конвертация изображений производится с настройками по умолчанию с учетом записанной в EXIF информации о настройках камеры на момент съемки. Таким образом можно получить точно такие же файлы JPEG, которые были бы сохранены камерой на карту памяти. Учитывая производительность современных ПК, это займет совсем немного времени. Кроме того, в процессе пакетной конвертации можно выполнить и ряд других действий - масштабировать исходные изображения под требуемый размер и/или объем файлов, встраивать «водяные знаки», информацию о дате и времени съемки, различные надписи и т.д.

В процессе просмотра изображений, полученных после пакетной конвертации, можно отобрать те фотографии, которые представляют определенную ценность благодаря удачно «пойманному» сюжету, но в силу тех или иных обстоятельств были сняты с техническим браком. Разумеется, над подбором оптимальных настроек для этих кадров придется поколдовать вручную, однако и конечный результат в этом случае будет выгодно отличаться от того, который можно было бы получить после обработки этих же снимков, записанных камерой сразу в JPEG.

Также нельзя не упомянуть о том, что в ряде современных цифровых фотоаппаратов (к примеру, в модели Fujifilm X-M1) реализована встроенная функция преобразования снимков, сохраненных в виде RAW-образов, в файлы формата JPEG с возможностью управления настройками различных параметров. Таким образом, владельцам подобных фотокамер для конвертации RAW-образов не потребуется компьютер, а выполнить эту процедуру можно даже в мобильных условиях.

Размер имеет значение

Один из камней, которые неискушенные фотолюбители любят бросать в огород RAW, - это большой объем файлов. Действительно, объем RAW-образа снимка в несколько раз больше по сравнению с его копией в формате JPEG даже при выборе максимально возможного качества (то есть минимальной степени сжатия). Однако, как уже было упомянуто, RAW-образ содержит гораздо больше информации об исходном изображении, нежели JPEG. И то, что файл формата RAW имеет больший объем, вполне закономерно. Есть и еще один аспект, который многие неопытные фотографы не принимают в расчет.

В сложных ситуациях - например, когда фотограф не уверен в правильности выбора параметров экспозиции, - вполне логичным решением является съемка в режиме брекетинга по экспозиции. При выборе этого режима камера вместо одного снимка делает серию из трех кадров формата JPEG с разными настройками экспозиции. Если же сохранять изображение в формате RAW, то вполне хватит и одного кадра: как уже было упомянуто, даже 12-битный образ позволит скорректировать величину экспозиции в пределах ±2 EV без потери деталей в светах и тенях. Таким образом, в рассматриваемой ситуации разница в объеме файлов (один RAW против трех JPEG) будет уже не столь значительной.

Нельзя не отметить, что во многих форматах RAW-файлов, используемых в современных фотоаппаратах, применяются алгоритмы сжатия без потери данных (наподобие ZIP). Благодаря этому удается значительно уменьшить объем сохраняемых снимков без малейшего ущерба для качества изображения. К тому же при нынешнем уровне цен на карты флэш­памяти даже не очень обеспеченный фотограф вполне может позволить себе приобрести носитель, способный вместить несколько сот снимков в формате RAW.

Проблема совместимости

Еще один аспект, о котором неизменно заходит речь при сравнении достоинств и недостатков форматов RAW и JPEG, - это совместимость с различными устройствами и приложениями.

Бесспорно, формат JPEG на данный момент является фактическим стандартом хранения изображений в электронном виде - причем и в сфере компьютеров, и в сфере бытовой техники. Фотографии, записанные в этом формате, можно открыть практически в любом веб­браузере, графическом редакторе и множестве других приложений, поддерживающих работу с графическими файлами. Большинство фотографий и рисунков в Интернете хранится именно в формате JPEG. И наконец, работу с изображениями данного формата поддерживают многие устройства: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, принтеры и МФУ с функцией автономной печати, портативные и стационарные цифровые медиапроигрыватели, SmartTV и т.д.

Штатный файловый браузер ОС Windows 8 (Проводник)
позволяет отображать миниатюры RAW-файлов различных форматов

Иными словами, одним из важных достоинств формата JPEG является его универсальность. Имея цифровую фотографию в JPEG, вы можете практически на 100% быть уверены в том, что ее удастся без проблем открыть штатными средствами ОС различных компьютеров и мобильных устройств, опубликовать на личной страничке социальной сети, распечатать на принтере или в мини-лабе и выполнить множество других действий.

То, что формат RAW является гораздо менее распространенным и универсальным по сравнению с JPEG, - вполне очевидный факт, и спорить с этим бессмысленно. Проблема совместимости с различными приложениями усугубляется еще и тем, что в настоящее время существует множество разновидностей RAW-файлов. Фактически у каждого из крупных производителей фототехники есть фирменные форматы записи RAW-образов: CRW и CR2 у Canon, NEF у Nikon, SR2 и ARW у Sony, RAF у Fujifilm и т.д. И дело здесь даже не столько в амбициях крупных компаний, сколько в чисто технических различиях, касающихся алгоритмов обработки сигнала и внутреннего представления данных об изображении в фотокамерах разных серий и производителей. Кроме того, по мере совершенствования цифровой фототехники возникает потребность модифицировать уже существующие форматы записи RAW-образов, что еще больше усугубляет проблему совместимости.

Как следствие, ни один универсальный RAW-конвертор (или иное приложение, рассчитанное на работу с файлами данного формата) не способен открыть абсолютно любой RAW-файл. Именно поэтому к фотокамерам с функцией сохранения снимков в виде RAW-образа, как правило, прилагается специальное ПО для работы с RAW-файлами именно того формата, который используется в данной модели. Это могут быть как фирменные утилиты (обычно рассчитанные на обработку RAW-файлов, записанных камерами только этого производителя), так и специальные версии универсальных RAW-конверторов, таких как Adobe Photoshop Lightroom, SILKYPIX Developer Studio и др.

Попытку решить данную проблему в глобальном масштабе предприняла компания Adobe. В 2004 году она представила открытый формат для записи RAW-образов цифровых снимков, который получил название DNG (сокращение от Digital Negative - дословно «цифровой негатив»). Однако производители фотоаппаратов восприняли эту инициативу весьма прохладно: ведущие игроки рынка и по сей день используют собственные RAW-форматы. Одним из редких исключений является Leica, однако при всем уважении к истории и философии этого без преувеличения легендарного бренда нельзя не отметить, что занимаемая ее продукцией доля рынка в настоящее время крайне мала и, как говорится, погоды не делает.

Таким образом, решение проблемы совместимости RAW-файлов камер разных производителей ложится главным образом на плечи разработчиков программного обеспечения. И речь в данном случае идет не только о компаниях, выпускающих универсальные RAW-конверторы. Постепенно увеличивается количество графических редакторов и программ для просмотра цифровых изображений, в которых реализована возможность отображения и обработки RAW-файлов (в качестве одного из примеров можно привести популярную в нашей стране утилиту ACDSee). В ОС Windows 7 и 8 штатный файловый браузер позволяет отображать миниатюры RAW-файлов различных форматов. В общем, с каждым годом количество программных продуктов, поддерживающих работу с RAW-файлами, увеличивается.

Впрочем, есть предельно простой способ раз и навсегда решить дилемму «JPEG или RAW». В большинстве современных фотоаппаратов, позволяющих записывать снимки в формате RAW, предусмотрен режим сохранения фотографии одновременно и в RAW, и в JPEG. Последний удобен для «бытовых» целей и для предварительного просмотра (в качестве своего рода «контрольного отпечатка»), а RAW-образ пригодится на тот случай, если понадобится исправить технические ошибки, допущенные в процессе съемки.

Конечно, у такого подхода есть свои недостатки. Один из них - увеличение занимаемого снимками объема (по сравнению с записью только в RAW). Однако поскольку файл JPEG гораздо компактнее RAW-образа, то снижение максимального количества умещающихся на носитель кадров будет незначительным, и этим вполне можно пожертвовать ради открывающихся возможностей и удобства.

Второй недостаток - это снижение скорости серийной съемки. У большинства современных фотокамер максимальная частота съемки и длина серии в большей или меньшей степени зависят от формата, в котором сохраняются изображения. Сохранение кадров только в JPEG обычно позволяет достичь более высокой скорости и сохранить больше снимков в одной серии, чем при записи в RAW (и тем более в обоих форматах одновременно). Таким образом, при выборе режима серийной съемки фотографу придется решать, что в данный момент важнее: скорость или возможности постобработки.

Заключение

Напоследок вкратце сформулируем основные мысли, изложенные в данной статье.

Принципиальным преимуществом RAW-образа является то, что в нем сохраняется вся информация об изображении, зафиксированная сенсором фотокамеры в момент съемки. При сохранении кадра в формате JPEG значительная часть этой информации будет безвозвратно потеряна. Именно поэтому в процессе обработки RAW-файла фотограф располагает гораздо более широкими возможностями по исправлению как собственных просчетов, так и ошибок, допущенных автоматикой камеры.

Функция сохранения RAW-файлов является несомненным достоинством цифрового фотоаппарата, поскольку позволяет фотографу наиболее полно реализовать потенциальные возможности камеры даже в том случае, когда были неверно установлены настройки или была допущена ошибка при выборе экспозиции.

Хотя формат RAW позволяет сохранить гораздо больше информации об изображении по сравнению с JPEG, возможности манипуляции RAW-образами имеют свои ограничения, обусловленные техническими характеристиками камеры, - в частности, реальным диапазоном чувствительности элементов сенсора, разрядностью АЦП и т.д. Поэтому в тех случаях, когда во время съемки были допущены грубые ошибки в выборе настроек, даже наличие RAW-образа кадра не позволяет гарантировать получение удовлетворительного результата.

Работа с RAW-файлами не так сложна, как это может показаться на первый взгляд (особенно человеку неискушенному). Кадры, сделанные без технических ошибок, обычно не требуют дополнительной обработки и могут быть преобразованы в JPEG (или в файлы других графических форматов) в пакетном режиме с настройками по умолчанию.

Наряду с существенными недостатками у формата JPEG есть и неоспоримое преимущество: гораздо лучшая совместимость с программными продуктами, а также с компьютерным и бытовым оборудованием. Именно поэтому оптимальным вариантом является сохранение каждого снимка и в виде RAW-образа кадра, и в формате JPEG (благо, в большинстве современных фотоаппаратов такая возможность предусмотрена). А если вас смущает уменьшение количества кадров, помещающихся на имеющуюся карту памяти в этом режиме, купите еще одну. В конце концов, близится Новый год, и каждый имеет право сделать себе хотя бы небольшой подарок.



Достаточно быстро, как только наш начинающий фотограф освоит управление своей фотокамерой, у него возникнет следующий интересный вопрос:

А что такое RAW и почему советуют снимать в нем!?

Однозначно ответить вряд ли кто сможет. Есть свои плюсы и есть свои минусы у съемки зеркалкой в формате RAW.

На большинстве фото- форумов весьма популярные следующие объяснения, я приведу самые основные из них в порядке убывания популярности.

Плюсы съемки в формате RAW:

  • Широкие возможности по постобработке "сырого" кадра

На этом собственно все плюсы и заканчиваются, все остальное будет лишь измышлениями на тему постобработки.

А теперь рассмотрим минусы RAW:

  • Сравнительно медленная запись на флешку фотокамеры при съемке, то есть снимать очередями в 100500 кадров не получится
  • Огромные затраты дискового места на хранение RAW-файлов
  • Необходимость в программах, умеюших просматривать форматы RAW-файлов от разных производителей
  • Отсутствие фотографии на "здесь и сейчас"

Поскольку RAW мы забраковали, но снимать в чем-то нужно, то посему рассмотрим плюсы съемки в JPEG формате:

  • Быстрая запись даже на медленную флешку при съемке, иначе говоря, можно снимать очередями даже на самых дешевых зеркалках
  • Фотография "здесь и сейчас", то есть экономия личного времени на постобработке фотографий

Если вы же настолько любопытны, что вам интересно знать абсолютно все минусы JPEG-съемки, то предлагаю дочитать эту статью и поискать их самостоятельно. Поверьте из очень много. Основной же - цифровой шум на фотографии, благодаря алгоритмам сжатия при конвертации из RAW в JPEG и невозможность коррекции экспозиции.

Я приведу вам еще один довод в пользу RAW, и вы не найдете как мне возразить.

Ни на одном форуме я не видел такого простого варианта. Обычно все упиралось в:

  • Хочешь возиться с постобработкой!? Снимай в RAW.
  • Не хочешь возиться!? JPEG твой выбор тогда.

И я нашел свой вариант, который лично для меня, окончательно поставил точку в этом вопросе.

Мой вариант звучит лучше всего в форме вопроса:

А что ты будешь делать, снимая в JPEG, если тебе захочется большего в постобработке!?

И вы знаете, у меня нет ответа на этот вопрос.

С той поры я всегда снимаю в RAW формате и радуюсь тому, что у меня всегда есть "сырой" снимок с матрицы фотоаппарата и я буду решать, как мне его изгадить постобработкой, а не производитель мой зеркалки своим JPEG-конвертером.


Разница между RAW и JPEG после обработки

Посмотрите на фотографию в начале статьи, я не смог бы ее привести в подобный вид, если бы снимал в jpg. Она бы выглядела следующим серым образом.

Попробуйте представить то количество времени, что потребуется для приведения этой фотографии к виду фотографии из заголовка статьи. В лучшем случае, очень много. На мой же взгляд, это практически невозможно, да и бессмысленно, в общем-то.

Любой же новичок легко дорастет до стадии продвинутого фотографа, когда уже захочется большего, к примеру:

  • Поправить цвета и баланс белого, ибо зеленое небо, по меньшей мере, странно само по себе.
  • Сделать HDR фотку
  • "Вытянуть" по светам и теням фотографию, сделанную в полусумраке ночного клуба

Примеров того, что может захотеться могут быть тысячи. И удовлетворить сии желания легко и просто может уже только RAW формат.

Предвидя подобные измышления производители зеркалок и флешек облегчили вам решение вопроса, по поводу в чем снимать, еще сильнее: они выпустили десятки моделей устройств для хранения ваших фотографий.

Я знаю, вы еще не поняли, к чему я клоню.

На любой зеркалке, хотя бы трехлетнего возраста, есть режим съемки в RAW + JPEG. Современные флеш-карты и жесткие диски уже обладают впечатляющими характеристиками, которые позволяют использовать этот режим съемки и не заморачиваться ни с размером фотографии, ни со скоростью ее записи.

Если вы не можете решить, в каком формате вам фотографировать, то остановите свой выбор на RAW + JPEG. Окончательный выбор вы сделаете немного позже, когда поднаберетесь чуть-чуть больше опыта.

В какой программе лучше редактировать RAW!?

На мой непосвященный взгляд, лучше связки Adobe Camera RAW + Photoshop или Lightroom + Photoshop еще не придумано. Но, нужно заметить, что для обычной конвертации raw-файлов существуют тысячи программ и одна из этой тысячи выдается вам вместе с вашей зеркалкой, при покупке оной.

Засим, оставляю вас в окончательных раздумиях наедине.

Raw (англ. raw - сырой, необработанный) - формат цифровой фотографии, содержащий необработанные данные, полученные с фотоматрицы. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале, не имеющая чёткой спецификации (стандарта).

Формат RAW в цифровой фотографии соответствует негативу в плёночной: в нём содержится необработанная информация о пикселях прямо с сенсора цифровой камеры.

В Raw-файлах цифровых фотоаппаратов обычно содержатся:
— дискретные значения напряжения элементов матрицы (до интерполяции для матриц, использующих массивы цветных фильтров)
— метаданные - идентификация камеры;
— метаданные - техническое описание условий съёмки;
— метаданные - параметры обработки по умолчанию;
— «превью», обычно JPEG среднего качества.

Файл RAW не проходил даже дематризацию.

Дематризация - сложный процесс, поэтому большинство цифровых камер применяют влияющие на качество упрощения, чтобы преобразовать RAW-файл в TIFF или JPEG. Персональный компьютер с более мощным процессором позволяет использовать более совершенные алгоритмы. То же самое касается и коррекции резкости изображения, которая требует больших вычислительных ресурсов. Файл RAW содержит просто значения красного, зелёного или синего в каждом из пикселей. Обычно цифровые камеры обрабатывают этот файл, преобразовывая его в полноцветный файл формата JPEG или TIFF, и записывают на карту памяти результат.

При обработке RAW-файла цифровые камеры должны принять несколько принципиальных решений, и потому исходный RAW предоставляет автору больше контроля над тем, как будет выглядеть финальный JPEG или TIFF. Автор сам выбирает необходимые параметры в процессе преобразования формата RAW в JPEG на компьютере.

RAW-файл преобразуется в итоговое изображение в формате JPEG или TIFF в несколько этапов, каждый из которых может вносить необратимую коррекцию изображения. Одно из ключевых преимуществ формата RAW в том, что он позволяет фотографу выполнить коррекцию самостоятельно, так, как это требуется каждому изображению.

Виды RAW-форматов

Каждый производитель фототехники в своё время разработал собственный формат RAW для собственных матриц фотокамер:

  • .nef, .nrw - Nikon;
  • .crw, .cr2 - Canon;
  • .arw, .srf, .sr2 - Sony;
  • .orf - Olympus;
  • .raw, .rw2 - Panasonic;
  • .raf - Fujifilm;
  • .ptx, .pef - Pentax;
  • .raw, .rwl, .dng - Leica;
  • .srw - Samsung;
  • .dcr, .kdc - Kodak;
  • .mrw - Minolta;
  • .3fr - Hasselblad;
  • .x3f - Sigma;
  • .dng - Adobe;
  • .bay - Casio;
  • .erf - Epson;
  • .r3d - Red One.

Преимущества преобразования RAW в JPEG на персональном компьютере

Дематризация

Дематризация - весьма ресурсоёмкий этап, и потому лучшие алгоритмы дематризации требуют больше процессорной мощности, чем есть у современных цифровых камер. Применение дематризации на персональном компьютере позволяет использовать лучшие алгоритмы, поскольку его процессор как правило намного мощнее, чем у типовой цифровой камеры. Лучшие алгоритмы могут выжать чуть больше из сенсора вашей камеры, обеспечив большее разрешение, меньший шум, большую точность оттенков и меньший муар.

Гибкий баланс белого

Баланс белого - это процесс исключения ненатурального соотношения цветов, так что объекты, являющиеся белыми, будут отображены как белые на вашем снимке. Соотношение цветов в JPEG-изображении зачастую может быть изменено последующей обработкой, но за счёт глубины цветности и цветовой гаммы. Связано это с тем, что баланс белого по сути применяется дважды: сперва при преобразовании RAW и затем заново при пост-процессинге. RAW-файлы дают вам возможность применить баланс белого к фотографии после съёмки - без напрасных битовых потерь.

Высокая разрядность

В действительности цифровые камеры записывают каждый цветовой канал с гораздо большей точностью, чем 8 бит (256 уровней) на канал, используемых в JPEG-изоображениях (см. «Что такое разрядность»). Большинство современных камер записывают каждый канал с 12-битной точностью (2 12 = 4096 уровней), предоставляя в несколько раз больше градаций цветности, чем может быть достигнуто с использованием JPEG из камеры. Большая разрядность уменьшает подверженность изображения постеризации и повышает гибкость при выборе пространства цветности, а также в пост-обработке.

Динамический диапазон и компенсация экспозиции

Формат RAW обычно обеспечивает намного больший «динамический диапазон», чем JPEG, в зависимости от того, как камера создаёт свой JPEG. Динамический диапазон определяется как интервал светотени, который камера может различить между абсолютно чёрным и абсолютно белым. Поскольку исходные данные о цветах не были подвергнуты логарифмированию с использованием кривых, экспозиция в RAW-файл может подвергаться впоследствии экспокоррекции. Экспокоррекция позволяет скорректировать ошибку экспозамера или же может помочь вытянуть детали, потерянные на свету или в тенях.

Повышенная чёткость

Поскольку RAW-файл не обрабатывался, камера не применяла к нему коррецкию резкости. Так же, как и с дематризацией, лучшие алгоритмы повышения резкости более ресурсоёмки. Таким образом, повышение резкости, выполненное на персональном компьютере, может вызвать меньше гало-дефектов при аналогичной степени коррекции.

Поскольку резкость зависит от предполагаемой дистанции обзора вашего изображения, формат RAW также обеспечивает больше контроля над тем, какой тип и объём коррекции резкости будет применяться (на ваше усмотрение). Коррекция резкости обычно является финальным шагом пост-обработки, поскольку её невозможно отменить, посему иметь уже скорректированный JPEG неоптимально.

Сжатие без потерь

В формате RAW применяется сжатие без потерь, и потому оно не страдает от дефектов компрессии, заметных на «теряющем» сжатии JPEG. RAW-файлы содержат больше информации и лучше поддаются сжатию, чем TIFF, и притом без дефектов компрессии формата JPEG.

Недостатки формата RAW

  • RAW-файлы намного больше, чем аналогичные файлы формата JPEG, и потому быстрее заполняют карту памяти.
  • Обработка RAW-файлов занимает больше времени, поскольку они могут потребовать ручной работы на каждом этапе преобразования.
  • RAW-файлы часто дольше пишутся на карту памяти, что приводит к меньшему количеству кадров в секунду, чем при использовании формата JPEG.
  • RAW-файлы не могут быть незамедлительно предъявлены зрителям и заказчикам, поскольку они требуют специальных программ для своей загрузки, а следовательно их сперва необходимо преобразовать в JPEG.
  • RAW-файлы требуют более мощного компьютера с большим количеством оперативной памяти (RAM).

Прочие соображения

Одна из проблем формата RAW в том, что он не стандартизован. У каждой камеры свой формат RAW, и может оказаться, что одна программа неспособна прочитать все форматы. К счастью, Adobe анонсировал спецификацию цифрового негатива (DNG), призванную стандартизировать формат RAW. Вдобавок, любая камера, которая способна сохранять RAW-файлы, должна поставляться с собственной программой для их считывания.

Хорошие программы преобразования RAW могут производить пакетную обработку и зачастую автоматизируют все этапы преобразования, кроме тех, которые вы захотите изменить. Это может снизить или даже исключить преимущество файлов формата JPEG в простоте использования.

Многие новые камеры способны записывать и RAW, и JPEG одновременно. Это позволяет вам немедленно получить итоговое изображение, но сохранить при этом и «негатив» в RAW на случай, если впоследствии захочется большей гибкости.

Итоги

Так что же лучше, RAW или JPEG? Однозначного ответа нет, поскольку это зависит от типа съёмки. В большинстве случаев RAW-файлы представляют собой лучшее решение в связи со своими техническими преимуществами и падением стоимости больших карт памяти. RAW-файлы предоставляют фотографу намного больше контроля, но за счёт скорости обработки, занимаемого места и простоты использования. Порой для спорта и журналистики морока с обработкой RAW того не стоит, притом пейзажные и художественные фотографы часто выбирают RAW, чтобы выжать максимум потенциального качества из своей цифровой камеры.

Современный человек буквально опутан разнообразными стереотипами. Это справедливо практически для любой сферы деятельности, и, увы, цифровая фотография не является исключением.

Приходится лишь сожалеть о том, что многие начинающие фотографы, решившие обзавестись более­менее серьезной техникой, недооценивают возможности, открывающиеся при сохранении снимков в формате RAW, и по старой привычке продолжают записывать кадры исключительно в JPEG. Вкратце распространенный в среде фотолюбителей стереотип можно сформулировать следующим образом: да, теоретически сохранение снимков в формате RAW позволяет получить определенные преимущества в процессе обработки изображений, однако на практике это создает целый ряд дополнительных сложностей и проблем для фотографа. Попав в паутину данного стереотипа (самостоятельно или под влиянием более «опытных» и «продвинутых» коллег), многие даже не пытаются разобраться, так ли это на самом деле, и ничтоже сумняшеся настраивают камеру на сохранение фотографий в формате JPEG.

Преимущества формата RAW

Начнем с рассмотрения принципиальных преимуществ, которые фотограф получает, сохраняя отснятые кадры в виде RAW-образа. Пожалуй, важнейшим из достоинств данного формата является возможность вмешаться в процесс «проявки» цифрового снимка и изменить те или иные настройки по собственному усмотрению уже после съемки. При этом фотограф может испробовать множество вариантов и в конце концов выбрать из них оптимальный. В случае сохранения снимка в JPEG такой возможности уже не будет: в процессе преобразования исходного образа снимка в готовый файл к нему будут применены настройки, выставленные в меню камеры на момент съемки.

Кадр, сохраненный в JPEG, можно сравнить с приобретенным в супермаркете готовым блюдом. Достаточно его разогреть, и вы получите желаемое. В свою очередь, снимок в формате RAW - это, образно говоря, кусок сырого мяса (да простят читатели невольный каламбур). При грамотном подходе из него можно приготовить десятки разных блюд, а при достаточно высоком качестве исходного материала (и соответствующей квалификации повара) - даже настоящие кулинарные шедевры. Конечно, возможен и другой вариант: закономерным итогом неумелых действий дилетанта нередко становится малопривлекательная кучка углей.

В результате ошибки в выборе настроек экспозиции снимок (слева)
получился немного передержанным, в результате чего была утрачена часть деталей в светах.
В процессе обработки файла, сохраненного камерой в формате JPEG, восстановить детали в светах так и не удалось (в центре).
Желаемый результат был достигнут только после обработки RAW-образа снимка (справа)

То же самое происходит и с фотографиями. При хорошем освещении, правильном выборе ракурса, экспозиции и других настроек кадр, сохраненный в JPEG, обычно не требует дальнейшей доработки (за исключением разве что кадрирования и масштабирования) и может быть сразу же сохранен в виртуальном фотоальбоме, отправлен друзьям, опубликован в Интернете, отпечатан на принтере и т.д.

Здесь уместно провести параллели с любительской фотографией доцифровой эпохи. Кадр, сохраненный камерой в формате JPEG, во многом напоминает моментальный снимок «поляроида». В свою очередь, образ снимка в формате RAW можно сравнить с негативом. Даже если при съемке были допущены какие­либо ошибки, влияние многих из них можно исправить (или, по крайней мере, минимизировать) в «темной комнате» в процессе печати фотокарточек.

К сожалению, данное сравнение не в полной мере отражает ту пропасть, которая пролегает между снимками, сохраненными в JPEG и в RAW. Ведь в отличие от классической пленки RAW-файлы предоставляют фотографу гораздо бо льшую свободу действий: один и тот же снимок можно «проявить» множество раз, используя разные программные средства и комбинации настроек, а следовательно, получая на выходе совершенно разные результаты.

Снизу показана гистограмма исходного изображения,
сверху - ее вид после коррекции уровней
по цветовым каналам.
Вид последней напоминает расческу,
что свидетельствует о потере части
полезной информации в процессе обработки

Еще один важный аспект - обеспечение более комфортных условий в процессе съемки. Сохраняя кадры в RAW, фотограф может не обращать внимания на многочисленные настройки меню камеры, что позволяет ему сконцентрироваться на решении творческой задачи. Достаточно уделить внимание правильному выбору величины экспозиции, ГРИП и точки фокусировки. Остальные параметры можно будет поправить задним числом. Это особенно ценно при фотографировании движущихся объектов или при быстром изменении погодных условий, когда манипулировать множеством настроек просто некогда. Тем более что далеко не во всех камерах до них можно добраться «в одно касание».

Разумеется, файл формата JPEG тоже можно обработать после съемки в графическом редакторе для того, чтобы скорректировать нежелательные последствия ошибочно установленных настроек. Однако в этом случае придется смириться с неизбежной потерей части полезной информации, содержащейся в исходном снимке.

Дело в том, что фотоаппараты записывают файлы JPEG в цветовой модели RGB с разрядностью 8 бит на канал. После обработки изображение будет сохранено с точно такими же параметрами. Как следствие, в процессе изменения настроек черной и белой точки, формы тональных кривых, а также яркости, контраста, насыщенности будет безвозвратно потеряна часть полезной информации, содержавшейся в исходном изображении. Следствием таких потерь становятся характерные артефакты на обработанном снимке, такие как явно выраженная ступенчатость на плавных тональных переходах, нарушение цветового баланса (наиболее заметное на областях с нейтрально-серыми и телесными оттенками), увеличение уровня цифрового шума в тенях и т.п.

Исходный снимок (слева) сделан при естественном освещении,
однако по недосмотру фотографа в меню камеры была выбрана настройка баланса белого,
соответствующая лампам накаливания.
К сохраненному фотоаппаратом файлу JPEG в графическом редакторе Adobe Photoshop
были применены функции Auto Levels и Auto Color, однако полностью устранить последствия ошибки не удалось (в центре).
В случае обработки RAW-образа для ликвидации последствий ошибки без малейшего ущерба
для технического качества изображения понадобилось лишь изменить настройку баланса белого в RAW-конверторе (справа)

Если воздействие на исходное изображение было не очень существенным и потери относительно невелики, то подобные артефакты будут малозаметны и неискушенные пользователи вряд ли обнаружат их невооруженным глазом. Однако это вовсе не означает, что в процессе обработки изображения не была утрачена часть полезной информации. Те, кто не верит своим глазам (или мнению других), может убедиться в этом при помощи беспристрастного измерительного инструмента - проще говоря, просмотреть гистограммы обработанных изображений. Характерным признаком потери части полезной информации является исчезновение отдельных полутонов: вид гистограммы в этом случае напоминает расческу.

В отличие от JPEG, в RAW-файле образ кадра записывается с той разрядностью, с которой он был оцифрован аналого­цифровым преобразователем (АЦП) камеры. В современных моделях цифровых фотокамер применяются 12-, 14- либо 16-битные АЦП, а следовательно, образ кадра в формате RAW содержит гораздо больше информации об изображении, нежели стандартный JPEG. Именно поэтому даже после весьма серьезных манипуляций с настройками из RAW-файла можно получить на выходе 8-битное изображение без характерных артефактов, которые неизбежно возникли бы при аналогичных воздействиях на снимок, сохраненный в формате JPEG. Например, величину экспозиции снимка, записанного в виде 12-битного RAW-образа, можно задним числом скорректировать в пределах ±2 EV без потери деталей. Соответственно при сохранении RAW с разрядностью 14 бит «свобода маневра» увеличивается до ±3 EV. Согласитесь, впечатляющая возможность.

Пример использования программных градиентных фильтров для обработки RAW-образа снимка.
Слева: исходный кадр с настройками по умолчанию.
Справа - примененные к изображению градиентные фильтры
позволили выровнять тональный баланс снимка, а также тщательно проработать
форму и фактуру балясин парапета на переднем плане

Одним из наглядных примеров, иллюстрирующих разницу в возможностях постобработки снимков, сохраненных в форматах JPEG и RAW, является коррекция изображения, сделанного с неправильной настройкой баланса белого. Если изображение было сохранено в формате RAW, то для исправления этой ошибки достаточно выбрать в настройках RAW-конвертора значение баланса белого, соответствующее условиям съемки. Идеальный результат в этом случае достигается одним простым действием.

В случае если снимок с ошибочно выставленной настройкой баланса белого был сохранен камерой в JPEG, то в процессе обработки этого изображения придется изрядно потрудиться. Хорошо, если «промах» был невелик и его последствия можно исправить сдвигом черной и белой точек в цветовых каналах (как правило, для этого достаточно воспользоваться функцией Auto Levels в Adobe Photoshop или аналогичной в других графических редакторах). Гораздо сложнее исправить ошибку, если фотография была сделана на улице в погожий день, а настройка баланса белого была установлена, к примеру, для съемки в свете ламп накаливания. Конечно, опытный пользователь и в этом случае, скорее всего, сумеет получить на выходе вполне приемлемый результат, однако достигнут он будет ценой существенных потерь полезной информации.

Весьма ценной возможность сохранения снимков в формате RAW оказывается при съемке высококонтрастных сцен, а также объектов, окрашенных в яркие цвета. В подобных ситуациях легко ошибиться с выбором правильной величины экспозиции, и запас по безопасной коррекции этого параметра в процессе обработки снимка окажется как нельзя кстати.

В ряде случаев запись снимков в формате RAW позволит обойтись без дополнительных приспособлений. Например, для съемки пейзажей фотографы часто применяют оптический градиентный фильтр, обеспечивающий проработку деталей на небе без ущерба для тонального баланса изображения в целом. Сохранив снимок в формате RAW, воздействие градиентного фильтра нетрудно сымитировать в том же Lightroom. При этом фотограф получает возможность точной настройки положения и ширины градиентного перехода, а также ряда других параметров.

Ограничения RAW

В предыдущем разделе мы рассмотрели ряд примеров, наглядно иллюстрирующих преимущества формата RAW в области коррекции и постобработки снимков. Тем не менее нельзя забывать о том, что пределы этих манипуляций небезграничны. Хотя RAW-образ содержит гораздо больше информации об исходном изображении по сравнению с JPEG, ее количество все же конечно. Хотя, строго говоря, это ограничение обусловлено уже не форматом записи данных, а техническими возможностями используемого фотоаппарата - и прежде всего характеристиками установленного в нем светочувствительного сенсора.

В фотоаппарате Fujifilm X-M1
имеется встроенная функция преобразования снимков,
сохраненных в виде RAW-образов, в файлы формата JPEG
с возможностью управления настройками различных параметров

Благодаря стремительному развитию технологий в области производства полупроводниковых компонентов, сенсоры современных фотоаппаратов способны фиксировать изображения с весьма широким динамическим диапазоном. Тем не менее если ошибка при выборе настроек экспозиции в процессе съемки высококонтрастных сюжетов окажется слишком большой, то возникнет так называемый эффект ограничения (clipping). Это означает, что некоторые области изображения окажутся слишком темными или, напротив, чересчур яркими для того, чтобы элементы светочувствительного сенсора могли зафиксировать на них какие­либо детали. В результате такие участки будут восприняты сенсором (а следовательно, зафиксированы в RAW-образе кадра) как однородно закрашенные черным или белым пятна. Понятно, что никакие программные средства не помогут «проявить» те детали, которые не были зафиксированы сенсором камеры - а следовательно, отсутствуют в исходном цифровом образе кадра.

Еще один аспект, о котором не стоит забывать, - влияние цифрового шума. В процессе обработки недоэкспонированных кадров нередко приходится «вытягивать» детали в тенях путем установки довольно большого положительного значения эскпокоррекции либо осветления теней в настройках RAW-конвертора. Нередко побочным результатом такой обработки становится значительное увеличение уровня цифровых шумов на получаемом изображении, которые наиболее заметны в тенях и на однородно закрашенных участках. Естественно, многое зависит как от характеристик светочувствительного сенсора камеры, так и от алгоритмов обработки, реализованных в используемом приложении. Справедливости ради необходимо отметить, что при попытке выполнить аналогичные манипуляции с кадрами, сохраненными в JPEG, конечный результат будет выглядеть гораздо хуже.

Обработка RAW - это несложно

Среди пользователей цифровых камер широко распространено мнение, что обработка RAW-файлов требует значительных затрат времени и усилий. На самом деле это не более чем заблуждение. Контролировать процесс преобразования каждого RAW-файла вовсе не обязательно: в большинстве современных RAW-конверторов есть функция сохранения копий снимков в JPEG (равно как и в файлы других распространенных графических форматов) в пакетном режиме. При этом конвертация изображений производится с настройками по умолчанию с учетом записанной в EXIF информации о настройках камеры на момент съемки. Таким образом можно получить точно такие же файлы JPEG, которые были бы сохранены камерой на карту памяти. Учитывая производительность современных ПК, это займет совсем немного времени. Кроме того, в процессе пакетной конвертации можно выполнить и ряд других действий - масштабировать исходные изображения под требуемый размер и/или объем файлов, встраивать «водяные знаки», информацию о дате и времени съемки, различные надписи и т.д.

В процессе просмотра изображений, полученных после пакетной конвертации, можно отобрать те фотографии, которые представляют определенную ценность благодаря удачно «пойманному» сюжету, но в силу тех или иных обстоятельств были сняты с техническим браком. Разумеется, над подбором оптимальных настроек для этих кадров придется поколдовать вручную, однако и конечный результат в этом случае будет выгодно отличаться от того, который можно было бы получить после обработки этих же снимков, записанных камерой сразу в JPEG.

Также нельзя не упомянуть о том, что в ряде современных цифровых фотоаппаратов (к примеру, в модели Fujifilm X-M1) реализована встроенная функция преобразования снимков, сохраненных в виде RAW-образов, в файлы формата JPEG с возможностью управления настройками различных параметров. Таким образом, владельцам подобных фотокамер для конвертации RAW-образов не потребуется компьютер, а выполнить эту процедуру можно даже в мобильных условиях.

Размер имеет значение

Один из камней, которые неискушенные фотолюбители любят бросать в огород RAW, - это большой объем файлов. Действительно, объем RAW-образа снимка в несколько раз больше по сравнению с его копией в формате JPEG даже при выборе максимально возможного качества (то есть минимальной степени сжатия). Однако, как уже было упомянуто, RAW-образ содержит гораздо больше информации об исходном изображении, нежели JPEG. И то, что файл формата RAW имеет больший объем, вполне закономерно. Есть и еще один аспект, который многие неопытные фотографы не принимают в расчет.

В сложных ситуациях - например, когда фотограф не уверен в правильности выбора параметров экспозиции, - вполне логичным решением является съемка в режиме брекетинга по экспозиции. При выборе этого режима камера вместо одного снимка делает серию из трех кадров формата JPEG с разными настройками экспозиции. Если же сохранять изображение в формате RAW, то вполне хватит и одного кадра: как уже было упомянуто, даже 12-битный образ позволит скорректировать величину экспозиции в пределах ±2 EV без потери деталей в светах и тенях. Таким образом, в рассматриваемой ситуации разница в объеме файлов (один RAW против трех JPEG) будет уже не столь значительной.

Нельзя не отметить, что во многих форматах RAW-файлов, используемых в современных фотоаппаратах, применяются алгоритмы сжатия без потери данных (наподобие ZIP). Благодаря этому удается значительно уменьшить объем сохраняемых снимков без малейшего ущерба для качества изображения. К тому же при нынешнем уровне цен на карты флэш­памяти даже не очень обеспеченный фотограф вполне может позволить себе приобрести носитель, способный вместить несколько сот снимков в формате RAW.

Проблема совместимости

Еще один аспект, о котором неизменно заходит речь при сравнении достоинств и недостатков форматов RAW и JPEG, - это совместимость с различными устройствами и приложениями.

Бесспорно, формат JPEG на данный момент является фактическим стандартом хранения изображений в электронном виде - причем и в сфере компьютеров, и в сфере бытовой техники. Фотографии, записанные в этом формате, можно открыть практически в любом веб­браузере, графическом редакторе и множестве других приложений, поддерживающих работу с графическими файлами. Большинство фотографий и рисунков в Интернете хранится именно в формате JPEG. И наконец, работу с изображениями данного формата поддерживают многие устройства: мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, принтеры и МФУ с функцией автономной печати, портативные и стационарные цифровые медиапроигрыватели, SmartTV и т.д.

Штатный файловый браузер ОС Windows 8 (Проводник)
позволяет отображать миниатюры RAW-файлов различных форматов

Иными словами, одним из важных достоинств формата JPEG является его универсальность. Имея цифровую фотографию в JPEG, вы можете практически на 100% быть уверены в том, что ее удастся без проблем открыть штатными средствами ОС различных компьютеров и мобильных устройств, опубликовать на личной страничке социальной сети, распечатать на принтере или в мини-лабе и выполнить множество других действий.

То, что формат RAW является гораздо менее распространенным и универсальным по сравнению с JPEG, - вполне очевидный факт, и спорить с этим бессмысленно. Проблема совместимости с различными приложениями усугубляется еще и тем, что в настоящее время существует множество разновидностей RAW-файлов. Фактически у каждого из крупных производителей фототехники есть фирменные форматы записи RAW-образов: CRW и CR2 у Canon, NEF у Nikon, SR2 и ARW у Sony, RAF у Fujifilm и т.д. И дело здесь даже не столько в амбициях крупных компаний, сколько в чисто технических различиях, касающихся алгоритмов обработки сигнала и внутреннего представления данных об изображении в фотокамерах разных серий и производителей. Кроме того, по мере совершенствования цифровой фототехники возникает потребность модифицировать уже существующие форматы записи RAW-образов, что еще больше усугубляет проблему совместимости.

Как следствие, ни один универсальный RAW-конвертор (или иное приложение, рассчитанное на работу с файлами данного формата) не способен открыть абсолютно любой RAW-файл. Именно поэтому к фотокамерам с функцией сохранения снимков в виде RAW-образа, как правило, прилагается специальное ПО для работы с RAW-файлами именно того формата, который используется в данной модели. Это могут быть как фирменные утилиты (обычно рассчитанные на обработку RAW-файлов, записанных камерами только этого производителя), так и специальные версии универсальных RAW-конверторов, таких как Adobe Photoshop Lightroom, SILKYPIX Developer Studio и др.

Попытку решить данную проблему в глобальном масштабе предприняла компания Adobe. В 2004 году она представила открытый формат для записи RAW-образов цифровых снимков, который получил название DNG (сокращение от Digital Negative - дословно «цифровой негатив»). Однако производители фотоаппаратов восприняли эту инициативу весьма прохладно: ведущие игроки рынка и по сей день используют собственные RAW-форматы. Одним из редких исключений является Leica, однако при всем уважении к истории и философии этого без преувеличения легендарного бренда нельзя не отметить, что занимаемая ее продукцией доля рынка в настоящее время крайне мала и, как говорится, погоды не делает.

Таким образом, решение проблемы совместимости RAW-файлов камер разных производителей ложится главным образом на плечи разработчиков программного обеспечения. И речь в данном случае идет не только о компаниях, выпускающих универсальные RAW-конверторы. Постепенно увеличивается количество графических редакторов и программ для просмотра цифровых изображений, в которых реализована возможность отображения и обработки RAW-файлов (в качестве одного из примеров можно привести популярную в нашей стране утилиту ACDSee). В ОС Windows 7 и 8 штатный файловый браузер позволяет отображать миниатюры RAW-файлов различных форматов. В общем, с каждым годом количество программных продуктов, поддерживающих работу с RAW-файлами, увеличивается.

Впрочем, есть предельно простой способ раз и навсегда решить дилемму «JPEG или RAW». В большинстве современных фотоаппаратов, позволяющих записывать снимки в формате RAW, предусмотрен режим сохранения фотографии одновременно и в RAW, и в JPEG. Последний удобен для «бытовых» целей и для предварительного просмотра (в качестве своего рода «контрольного отпечатка»), а RAW-образ пригодится на тот случай, если понадобится исправить технические ошибки, допущенные в процессе съемки.

Конечно, у такого подхода есть свои недостатки. Один из них - увеличение занимаемого снимками объема (по сравнению с записью только в RAW). Однако поскольку файл JPEG гораздо компактнее RAW-образа, то снижение максимального количества умещающихся на носитель кадров будет незначительным, и этим вполне можно пожертвовать ради открывающихся возможностей и удобства.

Второй недостаток - это снижение скорости серийной съемки. У большинства современных фотокамер максимальная частота съемки и длина серии в большей или меньшей степени зависят от формата, в котором сохраняются изображения. Сохранение кадров только в JPEG обычно позволяет достичь более высокой скорости и сохранить больше снимков в одной серии, чем при записи в RAW (и тем более в обоих форматах одновременно). Таким образом, при выборе режима серийной съемки фотографу придется решать, что в данный момент важнее: скорость или возможности постобработки.

Заключение

Напоследок вкратце сформулируем основные мысли, изложенные в данной статье.

Принципиальным преимуществом RAW-образа является то, что в нем сохраняется вся информация об изображении, зафиксированная сенсором фотокамеры в момент съемки. При сохранении кадра в формате JPEG значительная часть этой информации будет безвозвратно потеряна. Именно поэтому в процессе обработки RAW-файла фотограф располагает гораздо более широкими возможностями по исправлению как собственных просчетов, так и ошибок, допущенных автоматикой камеры.

Функция сохранения RAW-файлов является несомненным достоинством цифрового фотоаппарата, поскольку позволяет фотографу наиболее полно реализовать потенциальные возможности камеры даже в том случае, когда были неверно установлены настройки или была допущена ошибка при выборе экспозиции.

Хотя формат RAW позволяет сохранить гораздо больше информации об изображении по сравнению с JPEG, возможности манипуляции RAW-образами имеют свои ограничения, обусловленные техническими характеристиками камеры, - в частности, реальным диапазоном чувствительности элементов сенсора, разрядностью АЦП и т.д. Поэтому в тех случаях, когда во время съемки были допущены грубые ошибки в выборе настроек, даже наличие RAW-образа кадра не позволяет гарантировать получение удовлетворительного результата.

Работа с RAW-файлами не так сложна, как это может показаться на первый взгляд (особенно человеку неискушенному). Кадры, сделанные без технических ошибок, обычно не требуют дополнительной обработки и могут быть преобразованы в JPEG (или в файлы других графических форматов) в пакетном режиме с настройками по умолчанию.

Наряду с существенными недостатками у формата JPEG есть и неоспоримое преимущество: гораздо лучшая совместимость с программными продуктами, а также с компьютерным и бытовым оборудованием. Именно поэтому оптимальным вариантом является сохранение каждого снимка и в виде RAW-образа кадра, и в формате JPEG (благо, в большинстве современных фотоаппаратов такая возможность предусмотрена). А если вас смущает уменьшение количества кадров, помещающихся на имеющуюся карту памяти в этом режиме, купите еще одну. В конце концов, близится Новый год, и каждый имеет право сделать себе хотя бы небольшой подарок.

Многие современные профессиональные и полупрофессиональные цифровые камеры позволяют сохранять снимки в формате RAW. Этот стандарт существенно отличается от более популярного формата JPEG. RAW-данные представляют собой «чистую» информацию, полученную камерой со светочувствительного сенсора. Благодаря тому, что снимки RAW содержат избыточную информацию, без компрессии и соответствующих потерь, шансов исправить фотографию, полученную в этом формате, намного больше, чем в случае со снимком в JPEG.

⇡ Что такое RAW?

Чтобы понять, что означает «сырая информация», заложенная в этот формат, необходимо представить себе принцип работы главного элемента камеры — светочувствительной матрицы.

Светочувствительная матрица обычной фотокамеры представляет собой массив из фотоэлементов. Каждый элемент такой матрицы используется для преобразования световой энергии в электрическую. Чем больше сенсорных элементов на матрице, тем теоретически выше ее разрешающая способность. Все они работают синхронно, но каждый фотоэлемент в матрице камеры фиксирует свою область спектра.

Порядок расположения фотодиодов, фиксирующих тот или иной цвет, в большинстве случаев подчиняется алгоритму под названием фильтр Байера. Это наиболее популярный вариант расположения фотоэлементов, при котором используются три цветовые составляющие: красный, синий и зеленый. Они располагаются таким образом, что образуется квадрат с двумя зелеными датчиками и по одному — красного и синего цветов.

В результате при создании фотографии получается цветное мозаичное изображение, состоящее из трех совмещенных одноцветных картинок. Чтобы получить полноценную картинку, процессор камеры на лету применяет аппроксимирующий фильтр, который устраняет цветные артефакты и «додумывает» недостающие детали изображения. Недостаток цветовой информации восполняется усредненным значением, просчитанным на основе данных соседних ячеек цвета. Формат RAW позволяет перехватить поток данных еще до применения аппроксимирующего фильтра.

По большому счету говорить о том, поддерживает ли та или иная камера стандарт RAW, некорректно. Все фотокамеры используют один и тот же способ описания визуальной информации, построенный на вычислении алгоритма Байера (разве что некоторые фотоаппараты используют немного другую пиксельную сетку. — прим. ред. ). Однако не все камеры способны сохранять исходные данные, которые мы называем RAW-файлами. В материале «CHDK: вторая молодость цифровика, или что скрывает ваш Canon?» мы уже рассказывали читателям сайта об альтернативной прошивке CHDK для фотокамер Canon. Эта программа позволяет сохранять на карту памяти снимки в формате RAW даже в дешевых фотоаппаратах, где такая функция не предусмотрена. Поэтому, если вы хотите «пощупать» фотографии в формате RAW, но пока не готовы поменять свой IXUS или PowerShot на более дорогую модель, обязательно обратите внимание на возможности CHDK.

Но стоит иметь в виду, что при съемке в RAW с использованием CHDK остаются некомпенсированными оптические искажения, обусловленные особенностями объектива камеры. В RAW-конвертерах обычно есть профили для подавления разного рода искажений, но они привязываются к конкретным моделям объективов. Понятное дело, что в списке предустановленных профилей вы не найдете заготовок для бюджетных камер, которые не должны уметь снимать в RAW. Поэтому подавлять дисторсию придется вручную, на глазок.

⇡ Достоинства и недостатки RAW

Формат RAW имеет свои достоинства и свои недостатки. Сначала о недостатках. Во-первых, как было сказано выше, такие файлы содержат избыточную информацию, поэтому размер их гораздо больше в сравнении с прочими стандартами. Так, например, при размере изображения 2 Мбайт в формате JPG, аналогичный DNG (файл в открытом RAW-формате Adobe) может занимать 19 Мбайт. Понятно, что при активной работе фотографа, который сохраняет RAW-фотографии в хорошем разрешении, объем даже самой большой карты памяти быстро исчерпывается.

Другой недостаток файлов RAW вытекает из первого. Большой объем записываемых данных мешает вести скоростную серийную съемку. Устройство просто не успевает записывать сохраняемые данные, и количество кадров, фиксируемых камерой за единицу времени, заметно снижается по сравнению со скоростной съемкой в JPG. Кроме того, сохранение данных в RAW задействует дополнительные аппаратные мощности, так как приложению необходимо выделять больше оперативной памяти на обработку избыточных данных.

Также стоит иметь в виду, что многие производители цифровых камер используют свои спецификации RAW. Из-за этого родилось множество несовместимых форматов. Одно из возможных решений неразберихи с форматами — использование универсального формата Digital Negative (DNG) от Adobe, который позиционируется как открытый стандарт. Сейчас уже есть камеры, которые сохраняют снимки непосредственно в DNG. Кроме этого, для конвертирования в этот формат можно использовать специальные конвертеры, например Adobe DNG Converter.

Достоинства RAW в определенной мере компенсируют его недостатки. А достоинств у снимков в RAW очень много. Во-первых, этот формат позволяет восстановить экспозицию, поскольку динамический диапазон шире, чем в случае с JPG. Причем настройка недостаточной или избыточной выдержки в случае с RAW — это не просто «вытягивание» темных или засвеченных областей.

Собственно, если на JPG имеется белый засвет, то в случае уменьшения яркости детали на нем не проступят — информации для восстановления картинки в этом белом пятне просто нет. Другое дело — RAW. Для «сырого» снимка настройка экспозиции сводится к выбору нового значения выдержки. Результат такой коррекции почти всегда отличный — как если бы вы сделали снимок и точно угадали, какое нужно установить время срабатывания затвора.

Второе важное достоинство RAW — большая глубина цветовой палитры. Она дает фотографу шанс лучше настроить цветопередачу. Также на RAW-снимках удобно исправлять искажения объектива, бороться с шумом, использовать альтернативные подходы к устранению мозаики Байера и так далее. Но все эти достоинства становятся очевидными лишь в тех случаях, когда для обработки снимков в формате RAW используется хороший редактор. Рассмотрим некоторые из них.

⇡ Adobe Camera RAW 7

Adobe Camera RAW — это классический вариант обработки изображений в «сыром» формате. Популярность этого инструмента понятна и очевидна — модуль Adobe Camera RAW включен в поставку Adobe Photoshop, а этот графический редактор есть практически у каждого, кто серьезно занимается фотографией. Несмотря на то, что Adobe Camera RAW можно открыть только при запущенном «Фотошопе», модуль дает возможность обрабатывать снимки и сохранять их в JPEG, TIFF или в PSD напрямую, не обращаясь к инструментам Photoshop.

Adobe Camera RAW — это довольно удобный инструмент, который включает в себя множество полезных настроек. За подбором нужных параметров изображения можно провести не один час. Возможно, самое главное достоинство модуля — это то, что все правки, которые вносятся в изображение, могут быть с легкостью отменены даже в том случае, если RAW-файл был закрыт и потом снова открыт. Принцип неразрушающего редактирования распространяется на все инструменты Adobe Camera RAW, в том числе на кадрирование и выпрямление.

Один из самых популярных инструментов Adobe Camera RAW — корректирующая кисть, предназначенная для избирательного редактирования снимков. Она используется для обозначения областей, которые необходимо подкорректировать — исправить выдержку, поднять насыщенность цветов, выбрать температуру оттенков, установить баланс белого и т.д. При этом задействован максимально удобный способ выделения — с помощью автоматического создания маски. Модуль сам определяет области, которые стоит отредактировать. Скажем, если нужно сделать небо в просветах между ветками деревьев более синим, достаточно пройтись по ним корректирующей кистью, не беспокоясь о том, что вы задеваете ветки, — программа не будет менять экспозицию для деревьев.

Есть в арсенале Adobe Camera RAW и настраиваемый градиентный фильтр — инструмент, который можно применять в тех случаях, когда снимок частично затемнен или засвечен. Его тоже удобно использовать для пейзажей, где часто необходимо окрасить небо в какие-то определенные оттенки полутонов.

Несмотря на то, что в Photoshop есть инструмент для устранения эффекта «красных глаз», в модуле для работы с RAW от Adobe имеется аналогичная функция. Если учесть более корректную работу с цветом, устранить подобный дефект на этапе исправления RAW-снимка нам кажется логичнее, чем оставлять эту мелочь на потом.

Для многих настроек в Adobe Camera RAW работает автоматический подбор наилучших значений. А наиболее удачные пользовательские варианты настроек можно сохранять в виде пресетов и обмениваться ими с другими пользователями (пресеты представляют собой файлы.xmp, которые хранятся в папке С:\Users\Имя пользователя\AppData\Roaming\Adobe\CameraRAW \Settings\) . Также есть функция сохранения версий изображений. Фактически это те же сохраненные наборы настроек, которые доступны лишь для текущей фотографии.

Adobe Camera RAW можно использовать и для пакетной обработки файлов. Пакетную обработку можно вести как в самом интерфейсе модуля (для этого достаточно открыть несколько файлов RAW одновременно), так и обычными средствами Adobe Photoshop. Например, создавая скрипты (actions) и используя дроплеты. В процессе обработки группы файлов с помощью Adobe Camera RAW предусмотрена синхронизация выбранных параметров. При задействовании этой опции любые изменения, производимые с одной из синхронизируемых фотографий, автоматически дублируются на все остальные снимки группы.

⇡ RAW Therapee 4.0.9 — бесплатный RAW-конвертер

Формата RAW в последнее время перестали бояться даже те, кто раньше ходил с дешевой цифровой мыльницей. Поддержку этого стандарта можно увидеть не только в топовых фотокамерах, но и в относительно недорогих моделях. Однако, несмотря на растущую популярность «правильной» обработки фото, цена на инструментарий для работы с RAW все еще высока. Например, тот же Adobe Lightroom стоит $149.

Тем приятнее обнаружить среди недешевых приложений бесплатное решение для профессиональной обработки снимков RAW Therapee. Эту программу можно использовать не только под Windows, но и под Linux, а также на компьютерах Mac.

Интерфейс RAW Therapee русифицирован, однако локализация неидеальна — многие пункты программы оставлены на английском.

Первое, что хочется отметить, — высокая скорость обработки изображений RAW. Движок программы (разработан венгерским программистом Gábor Horváth и командой единомышленников) поддерживает алгоритмы многопоточности, поэтому любые изменения настроек мгновенно отображаются в окне предварительного просмотра.

В процессе настройки изображения удобно использовать вариант отображения «До и после», когда в окне предварительного просмотра финальное изображение показывается рядом с картинкой до внесения изменения экспозиции, коррекции цветового баланса, подавления искажений, шума и настройки прочих параметров.

В программу интегрирован файловый браузер. Как и Lightroom, RAW Therapee сканирует носитель и показывает его содержимое. Встроенный просмотрщик позволяет устанавливать рейтинг снимков. Быстрой командой контекстного меню можно отправлять снимки в очередь на пакетную обработку.

Скорость работы RAW-конвертера заметна, главным образом, при обработке данных, а вот при операциях с файлами приложение частенько «тормозит». Вопреки утверждению разработчиков о том, что в программе быстро генерируются миниатюры, при первом запуске RAW Therapee нам пришлось довольно долго ждать, пока все фотографии на карте памяти проиндексировались.

Одно из достоинств RAW Therapee — наличие набора альтернативных алгоритмов преобразования цветной мозаики байеровского фильтра в полноценное изображение. Среди методов «демозаики» — AMaZE, DCB, fast, AHD, EAHD, HPHD и VNG4. Каждый из перечисленных вариантов преобразования RAW в цветное изображение (напомним, что RAW — это не «картинка», а набор сведений об уровне яркости на каждом фотодиоде светочувствительной матрицы) дает возможность выбрать количество шагов для подавления ложных цветов.

В RAW Therapee удачно реализована коррекция при помощи кривых. Неподготовленному пользователю, который раньше никогда не применял этот инструмент, очень сложно понять, какую форму должна принять кривая, чтобы снимок получился нужного вида. В настройках тоновой кривой можно выбрать вариант «параметрический». В этом режиме управления кривой можно забыть про контрольные точки, задающие форму графика, и использовать для настройки ползунки с более понятными названиями — света, темные тона, светлые тона, тени. Тоновые кривые можно сохранять, загружать, копировать и вставлять из буфера обмена.

RAW Therapee хранит историю выполненных действий точно так же, как это реализовано в Adobe Photoshop. В любой момент можно откатиться к предыдущему этапу обработки изображения.

Кстати, приложение может работать в связке с более мощным графическим редактором, пересылая сконвертированный файл в GIMP или в тот же Adobe Photoshop.

Интерфейс программы позволяет редактировать несколько файлов RAW одновременно на разных вкладках. Также стоит иметь в виду, что RAW Therapee поддерживает работу с двумя мониторами. Помимо главной возможности — редактирования RAW — утилита от венгерского разработчика может использоваться для работы с форматами JPEG, TIFF и PNG.

⇡ Заключение

Нет никаких сомнений в том, что наступит день, когда самые дешевые фотоаппараты и даже смартфоны смогут порадовать своих владельцев поддержкой стандарта RAW. Уже сейчас RAW уверенно идет в массы и поддержку таких файлов можно встретить даже в графических редакторах начального уровня, построенных по принципу one click. С другой стороны, RAW — это не рецепт хорошей фотографии. Неумело выбранный ракурс и дрожащие руки в момент нажатия кнопки затвора могут привести к тому, что никакой RAW-конвертер не позволит устранить дефекты съемки. Формат RAW — это возможность не потерять ценный кадр при ошибочно выбранных настройках камеры. А еще RAW — это шанс реализовать свой талант художника, возможность представить свое видение сюжета, показать на снимке свою палитру чувств и настроений. Главное — набираться опыта и не бояться экспериментировать.